9
декабря
2020
год
ТАСС. Интервью ректора СурГУ
Новый национальный проект «Наука и университеты», о разработке которого Минобрнауки России сообщило в конце сентября, позволит не только обеспечить доступность высшего и дополнительного профессионального образования, но и повысить привлекательность карьеры в сферах науки и образования. Объединение в одном нацпроекте науки и высшего образования поможет внедрить научные исследования в процесс обучения, привлечь студентов к реализации крупных научных проектов, уверен ректор Сургутского госуниверситета Сергей Косенок. В интервью ТАСС он рассказал о реализации современных тенденций развития в региональном вузе.
— Сергей Михайлович, как представители научного сообщества СурГУ оценивают инициативу по объединению двух нацпроектов в один? Пострадает ли от этого университетская наука или, наоборот, для нее откроются новые возможности?
— Такое объединение, при котором два нацпроекта будут реализовываться не параллельно, а в тесном переплетении, на мой взгляд, даст синергетический эффект, приведет к интеграции научных исследований в образовательный процесс и усилит практическую ориентированность в подготовке кадрового потенциала исследователей с одной стороны и образовательных технологий в исследования, что приведет к созданию больших проектов с привлечением студентов и преподавателей университетов.
— Как университет участвует в проекте Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня?
— СурГУ является активным участником проекта в фокусах «Биологическая безопасность», «Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии» и «Образование». В 2020 году мы создали центры компьютерного и химического инжиниринга, на базе которых в том числе уже с 2021 года будут запущены новые проекты в партнерстве с ведущими научными школами мирового уровня в направлении генетических и биомедицинских исследований, химии нефти и промысловой химии, биотехнологии и химии растительного сырья, математического моделирования и проектирования с применением цифровых технологий и искусственного интеллекта.
— Но это все требует материальных ресурсов. Оборудования достаточно?
— Мы регулярно занимаемся обновлением научного оборудования. В частности, недавно приобрели биоимпедансный анализатор обменных процессов и состава тела человека, компьютерный физиотерапевтический комплекс, инвазивный измеритель давлений, ЯМР-спектрометр… Данное оборудование наряду с тем, что у нас уже есть, поможет продолжить исследования и разработки.
В ближайшие два года планируем развивать инфраструктуру Центра компьютерного и химического инжиниринга, в том числе современными вычислительными мощностями и специализированными программными продуктами для развития компетенций цифрового моделирования и цифрового проектирования; лабораторий генетических и биомедицинских исследований современным высокотехнологичным оборудованием для реализации проектов и подготовки кадров в области высоких биомедицинских технологий.
— Власти региона вам помогают?
— Губернатор Югры Наталья Комарова уделяет большое внимание совершенствованию системы высшей школы в автономном округе. Со структурами региональной власти сотрудничество идет по самым разнообразным направлениям, среди которых, в частности, учет возможностей университета в реализации направлений развития автономного округа, подготовка и внедрение совместных проектов, экспертная деятельность и многое другое.
В настоящее время правительство Югры реализует приоритетный национальный проект «Создание научно-технологического центра в Сургуте», нацеленный на создание инновационной экосистемы высшего образования, науки и технологического предпринимательства. На территории центра планируется размещение университета, технопарка, научно-производственных подразделений компаний региона, культурно-досуговых и иных инфраструктурных объектов, и СурГУ является участником этого масштабного регионального проекта. Первый строящийся объект — это Центр высоких биомедицинских технологий.
Университет в настоящее время — одно из градообразующих предприятий в Сургуте, самом крупном городе региона, и главный поставщик высококвалифицированных кадров для экономики и социальной сферы Югры. Общее количество специалистов, подготовленных в университете, составляет более 27 тыс. человек: инженеры, медики, лингвисты, историки, юристы, специалисты в сфере культуры, спорта, управления — спектр направлений и специальностей подготовки очень широкий.
По данным Центра карьеры университета, большинство из них трудоустраиваются в регионе, что позволяет говорить о востребованности у работодателей выпускников СурГУ, об их влиянии на общество, экономику региона, в том числе через принятие решений, так как наши специалисты трудятся в градообразующих компаниях, правительстве Югры.
— Сколько бюджетных мест в вузе на данный момент? Планируете ли увеличить их число?
— В 2020 году было выделено 1527 бюджетных мест на направления бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и ординатуры. В 2021 году произошло увеличение. Планируем принять обучающихся на 1585 бюджетных мест.
Увеличение произошло по таким уровням обучения, как бакалавриат и ординатура. В частности, на направления бакалавриата количество мест увеличилось с 635 до 700 за счет роста приема на такие направления подготовки, как «строительство», «информатика и вычислительная техника», «информационные системы и технологии», «программная инженерия». Причем количество мест на подготовку айтишников возросло в два раза.
— Как обстоит дело с обновлением портфеля образовательных программ?
— Портфель образовательных программ обновляется ежегодно. Так, для набора в 2020 году было заявлено девять новых направлений подготовки бакалавров и магистров.
В 2021 году Политехнический институт СурГУ для развития приоритетных направлений подготовки в рамках проекта IT образовательный холдинг ITEH (IT Educational Holding) планирует реализовать такие образовательные программы по подготовке бакалавров, как «Web-технологии и разработка», «Разработка мобильных приложений», «Программная инженерия», «Машинное обучение в технических системах», «Киберфизические системы», «Управление в технических системах». Будут открыты программы магистратуры «Корпоративные телекоммуникационные системы и сети», «Проектирование и технологии средств и систем связи и телекоммуникаций» по направлению «инфокоммуникационные технологии».
— Какие приоритеты определяете для себя на ближайшее будущее?
— В рамках широкого контекста глобализации и укрепления регионов как арены социально-экономического развития государства роль университетов меняется. В настоящее время они трансформируют свою деятельность с целью стать драйвером развития территории, центром культурной и социальной жизни. В инновационной экономике университеты должны выступать не только концентраторами знаний, но и центрами трансляции инноваций. Эта тенденция развития присуща и Сургутскому государственному университету.
Реализация стратегии осуществляется через механизм проектного управления и механизм планирования деятельности структурных подразделений университета. Главным приоритетом в новой политике университета в области качества определено проектное управление.
В полной мере преимущества проектного управления будут заметны лишь тогда, когда будет сформирована культура проектного управления и подготовлены руководители, обладающие необходимыми навыками и личностными компетенциями.
Интенсивная деятельность по совершенствованию компетентности сотрудников в проектной деятельности, культуры работы с образом будущего, командной работы началась и в самом университете. Вовлеченность персонала в процессы трансформации университета осуществлялась через стратегические и проектные сессии, ставшие эффективными площадками для обсуждения мировых трендов, знакомства с лучшими практиками, генерации идей и объединения инициативных сотрудников в команды проектов.
— Как университет живет в условиях пандемии? Возникла ли необходимость в переподготовке преподавателей?
— В настоящее время 100% обучающихся по всем уровням и формам обучения включены в учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В университете активно используются все функциональные возможности системы электронного обучения LMS Moodle. Студентам предоставлена возможность параллельно осваивать массовые онлайн-курсы (МООК) от ведущих университетов РФ.
Наряду с электронной информационно-образовательной средой университета педагогические работники во время пандемии для более тесного и разнообразного выстраивания коммуникации с обучающимися используют сервисы, позволяющие общаться в режиме вебинара; социальные сети; мессенджеры. В СурГУ есть студия видеозаписи, которая позволяет преподавателям создавать видеолекции. Университет располагает средствами подписки G Suite от Google, система видео-конференц-связи Google Meet активно используется как преподавателями для взаимодействия со студентами, так и сотрудниками в текущей деятельности. Кроме того, университет располагает возможностями Microsoft Teams. В настоящее время заканчивается процедура приобретения максимально функциональной лицензии MatLab, которая позволит сотрудникам и студентам университета проводить учебные занятия и исследования не только в стенах университета, но и с использованием личной компьютерной техники. Учитывая специфику медицинского образования, особую актуальность при подготовке в дистанционном формате приобретает использование виртуальных симуляторов. Студенты Медицинского института СурГУ всех клинических кафедр имеют доступ к платформе MentorLearn и возможность заниматься как самостоятельно, так и под контролем преподавателя.
С целью достижения высокого качества образования в СурГУ систематически проводится повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по использованию электронной информационно-образовательной среды и технологий дистанционного и электронного обучения. В апреле этого года в режиме онлайн прошли курсы «Ключевые компетенции преподавателя в цифровую эпоху» на базе УрФУ. В настоящее время преподаватели СурГУ повышают свои компетенции в области педагогического дизайна и технологий на курсах повышения квалификации, организованных Томским государственным университетом. В декабре стартуют также курсы повышения квалификации «Педагогический дизайн по областям наук» на базе МИСиС, ТГУ.
Источник: ТАСС