Делегация СурГУ на международном конгрессе «CRISPR-2023»
Размер шрифта
Цветовая схема
Интервал между буквами
Шрифт
Изображения
Личный кабинет поступающего

20
сентября
2023 год
Делегация СурГУ на международном конгрессе «CRISPR-2023»

Наука

На прошлой неделе в Академгородке Новосибирска состоялся II международный конгресс «CRISPR-2023. И это не случайно, ведь научные организации Сибирского отделения РАН в числе мировых лидеров в области генетических исследований, редактирования геномов. А современные технологии CRISPR/Cas9 – передовые в сфере генетики! Организаторами мероприятия выступили: Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, Новосибирский государственный университет, Национальный медицинский исследовательский центр им. академика Е. Н. Мешалкина, Сургутский государственный университет и Фонд научно-технологического развития Югры.

Свыше трехсот российских специалистов, а также ученых из Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Китая, Кыргызстана, Сирии и Германии сегодня рассматривают современные технологии редактирования генома и перспективы применения научных исследований в практическом здравоохранении, палеобиологии (междисциплинарная область, объединяющая методы и открытия, имеющиеся в науках о Земле и в науках о жизни) и сельском хозяйстве, совершая при этом революционные открытия в этих областях. Благодаря CRISPR-системам, которые являются объектом и уникальным инструментом в фундаментальных исследованиях, можно лечить и предупреждать генетические заболевания, что ранее казалось невозможным. Так, по словам ведущего научного сотрудника Института цитологии и генетики СО РАН Сергея Медведева, с помощью CRISPR/Cas9 можно выявлять генетические механизмы возникновения и развития болезни Паркинсона и Альцгеймера. А их коллеги из сектора геномных механизмов онтогенеза уже несколько лет изучают ген, кодирующий синтез белка Сontactin-6, мутации в котором связаны с рисками развития различных форм задержки умственного развития.

Однако без квалифицированных специалистов прогресс в науке невозможен. Поэтому научные кадры нужно готовить со студенческой скамьи. Так, о сетевой подготовке специалистов и кадров высшей квалификации по молекулярной биологии и генетике в рамках круглого стола рассказала директор Медицинского института СурГУ Людмила Коваленко. Напомним, в Сургуте началось строительство первого объекта инновационного научно-технологического центра «Юнити Парк» – Центра высоких биомедицинских технологий. Именно здесь будут готовить молодых специалистов под запросы ИНТЦ. Кстати, именно Сургутский государственный университет выступил инициатором строительства «Юнити Парка», где будут разрабатываться технологии в области энергетической безопасности, проводиться исследования в сфере медицины, а также создаваться передовые инженерные технологии, адаптированные к условиям Севера и Арктики.

– В рамках научного консорциума «Югра-Ген» осуществляется подготовка кадров для научно-образовательного центра СурГУ и Центра высоких биомедицинских технологий. Обучение проводится в Институте цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук, Российском технологическом университете – МИРЭА, Институте молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта. Таким образом, студенты имеют возможность слушать выдающихся специалистов в области молекулярной биологии, генетики и редактирования генома, – уточняет доктор медицинских наук, профессор Людмила Васильевна.

Отметим в состав делегации от Сургутского госуниверситета также вошли: доцент кафедры патофизиологии и общей патологии Медицинского института СурГУ, ведущий научный сотрудник НОЦ Наталья Кавушевская; доцент кафедры биологии и биотехнологии Института естественных и технических наук, ведущий научный сотрудник НОЦ Анна Морозкина; научный сотрудник НОЦ, старший преподаватель кафедры патофизиологии и общей патологии Медицинского института СурГУ Татьяна Синюкова.

В течение трех дней в рамках девяти секций, посвященных биоинформатическим подходам к обработке геномных данных, созданию новых средств терапии, генной терапии, тканевой инженерии, редактированию генов и геномов в моделировании и исследовании нормальных и патологических процессов, клеточным технологиям, модельным системам на основе производных индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, редактированию геномов растений, было представлено 59 постерных и 90 устных докладов, значительная часть которых подготовлена студентами и молодыми учеными. Это свидетельствует о том, что российская наука не стоит на месте, а стремительно развивается не только в области редактирования генома, но и в части трансляционной и регенеративной медицины, которые играют большую роль в современном здравоохранении.

Справка

В соответствии с программой развития в Сургутском государственном университете реализуются пять стратегических проектов: «Цифра нефти», «Кадры для цифровой экономики», «Молодежное предпринимательство», «Таланты-2030», «Югра-Ген». Главная цель проекта «Югра-Ген» – разработка и внедрение биомедицинских технологий, методов молекулярно-генетической диагностики, персонифицированных подходов к лечению и профилактике кардиологических, онкологических и нейродегенеративных заболеваний (группа медленно прогрессирующих, наследственных или приобретенных заболеваний нервной системы) в сетевой интеграции с ведущими российскими и зарубежными партнерами.

В рамках проекта по господдержке университетов «Приоритет-2030» к 2024 году СурГУ должен войти в сотню университетов, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы.

Подписывайся на наш Telegram-канал!

Автор: Эльвира Галиханова

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предложитьновость

• Файл
Пресс-службе сургу Файл прикреплен!
Отправить